Путеводитель на рынке рекрутинговых услуг
Сервисы
Справочники
Сотрудничество
Подписка на рассылку


Case интервью: как застать вашего соискателя врасплох?
30.11.2021 12:12

Case (ке́йс) — это случай, история, рассказ о конкретном событии, который обычно содержит определённую проблему и описание её решения.

Кейс-интервью (ситуационное) представляет собой особую методику собеседования. Основана она на построении самых разнообразных ситуаций, с последующим анализом ответов и поведения кандидата.

На традиционном собеседовании кандидат на вопросы интервьюера даёт те ответы, которые кажутся ему правильными. Тем более, что по общим вопросам к интервью можно подготовиться заранее.

Case interview исключает такую возможность. Предложенные условия невозможно предугадать, невозможно дать односложный ответ, и невозможно мгновенно сообразить, какой ответ окажется верным. Более того, единственного верного ответа может и вовсе не быть. Поэтому кейс-интервью помогают получить реальную информацию и составить объективное мнение о навыках и качествах кандидата.

Все ситуации можно условно разделить на три группы:

  • Профессиональные — помогают определить уровень знаний и навыков, соответствие кандидата требованиям должности;
  • Личностные — выявляют особенности характера, позволяют спрогнозировать реакции и поведение кандидата;
  • Мотивационные — выявляют приоритеты кандидата, его мотивы, заинтересованность в профессиональном росте.

Наиболее распространённый пример профессионального case-интервью для сейлза — «Продайте мне эту ручку (ноутбук/книгу)». Она давно вошла в анекдоты, стала сюжетом комических скетчей и профессиональных баек в среде рекрутёров. Однако предложение что-то продать далеко не в полной мере характеризует методику case interview. Несколько показательных примеров мы представим в этой статье.

Простые ситуации

- К руководителю компании посетитель пришёл раньше назначенного времени. Ваши действия?

Довольно простая и рядовая ситуация, между тем, ответ поможет определить целый ряд важных качеств у кандидата:

  • Тип корпоративной культуры, к которому он привык и которого придерживается;
  • Коммуникативные способности;
  • Доброжелательность и эмпатия.

- Ваш приятель и коллега регулярно совершает бесчестные действия по отношению к компании. Его поступки наносят большой урон как имиджу, так и бизнесу компании. Вы узнали о его подпольной деятельности. Как вы поступите?

Любой человек будет чувствовать себя крайне некомфортно, разрываясь между привязанностью к приятелю и долгом по отношению к компании. Естественно, что кандидат постарается дать «правильный» ответ, продемонстрировав лояльность к компании. Куда больше информации о его качествах можно получить, наблюдая за тем, как он формулирует и обосновывает свой ответ.

В арсенале опытного HR найдётся немало подобных вопросов. Они требуют разобрать проблемы, которые возникают в любой компании. Какой выход найдёт кандидат? Его ответ расскажет эйчару о многом!

К простым, но информативным, вопросам можно отнести и те, что не предлагают разрешить ту или иную проблему, а стимулируют кандидата к откровенному рассказу о себе:

- Приведите пример конфликтной ситуации, в которой вы оказались, и расскажите, как вы себя в ней вели?

- Опишите самую сложную ситуацию с клиентом. Удалось ли её разрешить?

Включай логику!

Примеры из предыдущей главы хоть и способны озадачить кандидата, но вряд ли выведут его из равновесия и заставят решать совсем уж неожиданные задачи. Но методика case interwiew предполагает и это, поэтому интервьюеры спрашивают о чём-то и вовсе непредсказуемом.

К примеру, на собеседованиях кандидату могут поставить такую задачу:

- У вас есть единица груза и 50 заправленных грузовиков с водителями. На полном баке автомобиль способен проехать 100 километров. Вам нужно увезти груз как можно дальше. На какое максимальное расстояние вы сможете доставить груз?

Если кандидат не просто умножит количество машин на пробег каждой из них, а начнёт прикидывать варианты и искать способы, к нему стоит присмотреться! В особенности, если его решения окажутся логичными и применимыми.

Варианты могут быть различными. Снять полные баки с 49 машин, и, вместе с грузом, уложить их в кузов одного авто, заправляя его по пути. Отправиться в путь всем вместе, каждые 50 километров переливая топливо и оставляя половину машин на дороге. Хорошо, если при этом кандидат сможет вывести формулу, по которой можно будет рассчитать расстояние, которое проедет последний оставшийся грузовик.

Предложенные задачи могут быть ещё более фантастичными. Так, рассказывают, что один из эйчаров компании BCG (Boston Consulting Group) очень любил предлагать кандидатам такую задачу:

- В секретных условиях нами была создана машина для телепортации. Устройство может переместить одного человека в любую точку планеты. Правда, пока не найдено способа быстро вернуть его обратно. Мы планируем для начала запустить в эксплуатацию две таких машины, в Нью-Йорке и Сан-Франциско. Вас наняли для того, чтобы вы оценили рыночные возможности этого проекта.

Говорят, что сотрудник BCG использовал эту задачу более десяти лет, и ответы на неё помогали ему с большой точностью определить, сможет ли кандидат успешно работать в компании.

Кто-то из кандидатов поднимал брови, удивлялся, вспоминал фантастические книги и фильмы, и начинал выдвигать фантастические же идеи. Кто-то говорил: «Интересный проект! Окей, первым делом нам нужно…», и приступал к грамотному разбору. Кто наши потенциальные клиенты? Как мы можем оценить их заинтересованность в нашей услуге? Почему именно Нью-Йорк и Сан-Франциско, нет ли других городов, в которых было бы выгодно установить такой аппарат? Как мы будем выходить на рынок?

И нет нужды пояснять, кто из них занимал должность в BCG!

В 2019 году нескольким соискателям в BCG был задан такой вопрос:

- Как бы вы оценили океан?

Казалось бы, вполне рядовая задача на ценообразование. Но масштаб!

Неожиданный вопрос-головоломка не обязательно должен содержать в себе фантастическую составляющую.

Так, в 2005 году одного из соискателей должности в Bain спросили: «Как бы вы спланировали идеальный ужин в честь Дня благодарения?». Вполне обычное задание, пускай и за рамками должностных обязанностей. Но ведь и в реальной жизни нам часто приходится действовать за этими рамками!

Пикантности ситуации придаёт тот факт, что сотрудник, проводивший собеседование, получил несколько дней назад задание написать для Wall Street Journal статью на эту же тему. Таким образом, находчивый эйчар убил сразу двух жирных зайцев: и кандидата проверил на находчивость, и свежий материал для статьи нашёл.

Выводы

  1. Case interview не стоит рассматривать как замену традиционному собеседованию. Это хорошее дополнение к обычным вопросам, которое поможет получить больше информации о кандидате.
  2. Кейс-интервью, как правило, не предполагает одного верного ответа. Любая проблема имеет несколько выходов. Цель ситуационного интервью — определить приоритеты кандидата, выявить скрытые качества его личности и движущие им мотивы.
  3. Застать кандидата врасплох — не самоцель кейс-интервью. Неожиданность и нестандартность вопроса должны помочь кандидату раскрыться, а не просто поразить и удивить.

https://hr-profi.ru